Упрямство храбрых

Марка Alpina отмечает полувековой юбилей – хороший повод вспомнить о компании, которой так многим должны авто Бмв. Создатель Николай Захаренков. Фото: создателя и Alpina.

Когда в Одна тыща девятьсот шестьдесят один году Буркард Бофензипен смастерил то, что сейчас именуют тюнинг-кит, он на самом деле встал на путь донкихотства, бросив вызов повседневности и несовершенству. После парочки не очень успешных тестов с доработкой мопеда и Fiat 500 юный германец решил приложить руки не к чему бы то ни было, а к автомобилям марки Бмв. Пара карбюраторов Weber, маленький полированный впускной коллектор, спортивный фильтр – и вот уже заместо 70 5 лошадей полуторалитровый моторчик новой модели Бмв Одна тыща 500 выдает Девяносто л.с. Абсолютная величина надбавки по сегодняшним временам смотрится смешной, но относительная впечатляет и на данный момент. Плюс 20%! На этот раз опыт удался, покупатели были в экстазе.

Для последующей баварской модели, Бмв 1800, вошедший во вкус Бофензипен предложил уже куда более глубокую модернизацию. Не считая вышеупомянутых карбюраторов и фильтра, тюнинг-кит включал спортивный распредвал, модификацию заднего редуктора и управляющего управления. Степень сжатия мотора возросла до 10,5, мощность – до 100 20 5 л.с.

К счастью, Бмв решила не занимать отрешенную позу ветряной мельницы. Компания сначала взяла идеи Бофензипена на испытание, а потом – и на вооружение, использовав в конструировании собственных движков. Элементы такого же тюнинг-кита для Бмв Одна тыща восемьсот отыскали применение наименее, чем через год, в серийной Бмв Одна тыща восемьсот ti. Сначала 60-х баварский автоконцерн, только что отступивший от денежной пропасти, в особенности остро нуждался в талантах, и «киты» Бмв вроде Алекса фон Фалькенхаузена и Пола Ханеманна отлично это понимали.

Дело Бофензипена росло и ширилось, как отлично замешанное тесто и в Одна тыща девятьсот шестьдесят 5 году выплеснулось за границы цехов отцовской фабрики по выпуску печатных машинок. Юный инженер зарегистрировал фирму Alpina Burkard Bovensipen KG, которая потом получила заглавие Alpina Burkard Bovensiepen GmbH + Co. KG. Заглавие бренда Alpina ему посоветовала мама. Мамы часто дают правильные советы: в имени Alpina эхом откликалась романтика гор, при всем этом оно прочно стояло на семейных корнях – так же назывались печатные машинки, которые выпускал Бофензипен-старший.

Перед вами – 1-ый суровый тюнинг-кит Бофензипена, пакет доработок Бмв 1800. Сдвоенные карбюраторы Weber, спортивный распредвал, задний редуктор с передаточным числом 4,22, спортивное управляющее. Мощность составляла 100 20 5 л.с. Бмв пустила доработанную машину в серию под именованием Бмв Одна тыща восемьсот ti.Этот 300-сильный движок в конце 70-х дозволил Бмв Alpina B7 Turbo получить титул самого резвого серийного автомобиля в мире. Наибольший вращающий момент – Четыреста шестьдесят три Нм при Две тыщи 500 об/мин.

Так началось летосчисление для четырехколесных Alpina, и в Две тыщи пятнадцать году стрелка истории как раз добралась до числа 50. По этому поводу в кабинете компании, расположившемся в городе Бухлое недалеко от Мюнхена, собрались журналисты и друзья семьи Бофензипен со всего мира –инженеры, автогонщики, бывшие работники компании. Тот, кто не сумел приехать лично, передавал собравшимся видеообращение. Как, к примеру, знаменитый пилот Формулы-1 Ники Лауда – ему, конечно, нашлось, что вспомнить. «Буркард был единственным человеком, который расхаживал по треку в серьезном деловом костюмчике. Этот перфекционист повсевременно чего-то добивался от всех нас, тотчас каких-либо совсем мистических вещей! – улыбается Ники Лауда с экрана. – Время от времени я срывался и орал ему: «Ты что, совершенно выжил из мозга?». Все же, нам каким-то чудом удавалось практически все то, на чем он настаивал». С начала 70-х Лауда ездил за команду Бофензипена в германских кузовных чемпионатах, зарабатывая для себя средства на карьеру в Формуле-1.

Бмв Alpina RLE, построенная на базе Бмв Z1, вышла лимитированной серией в Шестьдесят 6 экземпляров, при этом половина из их была продана в Стране восходящего солнца. RLE опережал Z1 в разгоне до сотки на 1,3 секунды, а рубежа в 100 шестьдесят км/час достигал на 5,2 секунды резвее прообраза. Бмв 3,0 СSL за свойственное «крыло» получил прозвище «Бэтмобиль». Пакет доработок от Alpina дозволил ему в Одна тыща девятьсот 70 три году выиграть ETCC и установить рекорд круга на Нюрбургринге, с чем искрометно совладал Ники Лауда. Бмв Alpina B12 5.7 Coupe – чуть ли не самая колоритная модель в линейке. Практически, Alpina доделывала работу за… Бмв Motorsport, увеличив объем мотора с 5,6 до 5,7 л, заменив валы. Мощность – Четыреста шестнадцать л.с., вращающий момент – 500 70 Нм, разгон до сотки – 5,8 секунд. Всего было выстроено 50 семь машин. Умеренная снаружи Бмв Alpina B10 Bi Turbo (кузов Е34) в Одна тыща девятьсот восемьдесят девять году стала самым резвым серийным седаном в мире – 396-сильный движок позволял разогнаться до Двести девяносто один км/час. Не считая технических доработок, спецы Alpina берутся и за эстетику. При этом много в данном деле преуспели: отделку салона, которую предлагают в Бухлое, нипочем не спутаешь с серийной. Кожа шириной до полутора мм потрясающе выделана и безупречно сшита.

Бофензипен мог позволить для себя и спортивную команду, и Лауду. Бизнес шел отлично, ну и Бмв оказывала серьезнейшую помощь. Лишь на роль Alpina в гонках баварский автоконцерн растрачивал сотки тыщ марок, и совсем не напрасно модели из Бухлое обозначались 2-мя наименованиями – Бмв и Alpina, при этом связь меж ними становилась все теснее. В Одна тыща девятьсот девяносто году Буркард Бофензипен посетовал топ-менеджменту Бмв на то, что доработки становятся все более сложными, а выпуск автомобилей своими силами – безрассудно дорогим. Думаете, в Бмв просто выразили сострадание, сославшись на то, что «всем на данный момент непросто»?  Вопрос взял под личный контроль Берндт Пишетсридер, тогда очередной из членов правления баварского автогиганта. Чуток позднее он станет главой совета директоров, а через пару лет покинет его из-за плохого поглощения Rover Group. Но вмешательство в судьбу Alpina стало верным решением Пишетсридера: сначала 90-х Бмв Alpina начинают собирать на заводах Бмв в Мюнхене, Дингольфинге, Айзенахе и Спартанбурге, куда Alpina посылает свои движки и КПП. Пишетсридер, конечно, не был альтруистом – инженеры Бмв кропотливо анализировали ноу-хау компании из Бухлое, которые тотчас выглядели изящнее и прогрессивнее их собственных. Так, в Alpina первыми смогли скооперировать надув с системой Valvetronic. Потом Бмв даже выкупит права на некие разработки Alpina – к примеру, на 4,6-литровый движок, который устанавливался в Бмв X5 (E53).

Поршни и распредвалы своей разработки – визитная карточка конторы Бофензипена. Повышая степень сжатия и отдачу серийных моторов, он достигнул не только лишь фурроров в автоспорте, да и признания у конструкторов Бмв. Модернизация 1-го мотора «с нуля» занимает около 2-ух лет, потому за 50 лет Alpina выпустила 20 четыре модели. Движки собираются вручную в Бухлое и потом отправляются на один из заводов Бмв.Центробежный компрессор – одна из самых увлекательных разработок Alpina. Предназначался 8-цилиндровым моторам, раскручивался до 100 5 000 об/мин. Отбирает у мотора в 5 раз меньше мощности, чем спиральный компрессор, и греется в 6 раз меньше, чем обычная турбина.Наибольшая скорость в Триста 30 км/час на приборном щитке Бмв Alpina B3 Biturbo – это правда. Когда-то я разогнался на таком до Триста 20 км/час. Припас под педалью газа еще был, но – как досадно бы это не звучало! – не было с собою памперса… Колесные диски у Alpina – обычно 20-спицевые. Когда-то была еще одна фирменная «фишка»: вентиль размещался не на ободе, в по центру диска, под крышечкой. Но правило закончило быть неотклонимым.

За свою историю компания Бофензипена достала своими опытными руками фактически до всех органов автомобиля: моторы, коробки, подвеска, тормоза, радиаторы остывания, аэродинамический обвес, интерьер… Кстати, шорная мастерская в Бухлое смотрится робко, но руки местных мастеров творят истинные чудеса – кожа, которой обивают салон по заказу клиента, просто неописуемого свойства и красы.

Буркард Бофензипен всегда делал ставку на надежность и дружелюбие собственных автомобилей. Потому Бмв Alpina фактически всегда приезжали к финишу кузовных чемпионатов без поломок, а машины для ежедневной жизни хоть и были очень сильными (несколько моделей в свое время получили титул быстрейших серийных седанов в мире), но при всем этом оставались на удивление комфортабельными при ежедневной эксплуатации.

За 50 лет логотип Alpina украсил капоты практически 2-ух с половиной 10-ов моделей. «Тиражи» были различными, от нескольких экземпляров до 800-1000 штук. Но главное наследство компании из Бухлое, как мне кажется, скрыто совсем не в их. Приглядитесь внимательнее к моделям Бмв, прошедшим и сегодняшним – в почти всех из их живет частица души Alpina.

Основоположник компании Буркард Бофензипен (по центру) с отпрысками Флорианом (слева, отвечает за администрирование бизнеса) и Андреасом (реализации, маркетинг, разработки). Практически, сейчас компанией рулит Андреас, а Бофензипен-старший отдается собственной 2-ой страсти – виноделию.

ЗаРулем №8 август 2015