Тест жидкостей для АКП

Необходимо ли поменять жидкость в автоматической коробке?
Если веровать аннотации по эксплуатации, то в случае с новым автомобилем автомат не просит какого-нибудь обслуживания прямо до пробега 100 тыщ км. Правда, скептики-масленщики морщатся: дескать, к Четыре тыщи 50 тыщам было бы хорошо залить свежайшую жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), подходящую для определенной машины. Но наряду со спец жидкостями популярностью пользуются и так именуемые мультяшки ATF с прекрасным именованием Multi-Vehicle (малти-виикл, другими словами для различных автомобилей), которые можно лить чуть ли не в всякую АКП, не утруждая себя поиском фирменного масла.
Казалось бы, для чего они необходимы, если можно приобрести родную жидкость? Ответ прост: для вторички. Их берут те, кто уже по второму кругу одометра катается на автомате и понятия не имеет, что и когда в него заливалось. Не считая того, далековато не каждый склад либо магазин держит в закромах бутылку, заранее подходящую конкретно вашему автомату. Поставка воды под заказ может идти длительно а мультяшки соответствуют многим допускам. Так что вопрос здесь совсем не в стоимости (мультяшки не дешевле), а конкретно в быстроте решения препядствия.
В общем, для теста мы взяли восемь жидкостей с обозначением Multi-Vehicle. Проверка мультяшек нам показалась очень увлекательной, так как в техническом плане сделать схожий продукт очень тяжело. Понятно, что оценить их универсальность в полном объеме задачка непосильная: число требований, допусков и спецификаций для ATF переваливает за сотку (стараются как производители автомобилей, так и изготовители коробок передач). Потому мы соединили различные аспекты по группам, более близким и понятным потребителю.

Вот по каким характеристикам мы будем их инспектировать.
Утраты на трение в коробке. Любопытно, ощутит шофер разницу либо нет?
Воздействие воды на эффективность передачи потока энергии от мотора к коробки. От этого зависят динамика и расход горючего.
Прохладный запуск.
Защитные характеристики воды. По темпу износа пар трения оценим близость ремонта либо, не дай боже, подмены коробки.

Главные физико-химические характеристики вязкость и индекс вязкости, температуру вспышки и застывания мы измерили в сертифицированной лаборатории. Утраты на трение и износ оценили на машине трения устройстве, моделирующем условия работы разных пар трения. Тесты проводили в два шага. На первом изучили модель, аналогичную зубчатому зацеплению. На втором шаге конструировали условия работы в подшипниках. При всем этом определяли коэффициенты трения, разогрев масла, износ пар трения. Износ определяли четким взвешиванием деталей до и после цикла испытаний, а для модели подшипника к тому же способом лунок. Это когда до испытаний на рабочей поверхности эталона, в зоне, более подверженной износу, нарезается лунка фиксированного размера, а по окончании испытаний фиксируется изменение ее поперечника. Чем значительнее он возрастет, тем выше износ.
Тесты для каждой воды на одном и другом шагах длилось длительно: 100 тыщ циклов нагружения для модели подшипника и 50 тыщ для модели зубчатого зацепления.

Итак, смотрим, что вышло. Сходу показалось очевидным, что воздействие марки воды на коэффициент трения было очень разноплановым. Для модели зубчатого зацепления все различия уложились в пределы погрешности измерений. Чуток лучше других смотрится голландский NGN Universal ATF. А вот для модели подшипника всё по другому разбег замеренного параметра довольно велик. Здесь наилучшие характеристики у жидкостей Motul Multi ATF и Castrol ATF Multivehicle.
Как критична разница по этому параметру? В масштабах всего агрегата (движок и коробка) толика утрат на трение в коробке не настолько уж велика (если не учесть утраты в гидротрансформаторе). Зато нагрев масла от трения при работе на различных жидкостях различается куда значительнее: усредненная совокупная разница для моделей зубчатого зацепления и подшипника составляет приблизительно 17%. Исходя из убеждений температурного эффекта эта разница очень осязаема до Одна тыща пятнадцать градусов, которые дают изменение КПД гидротрансформатора на приметные единицы процентов. Лучше других тут смотрится синтетика конторы Motul. Только малость уступают ей воды NGN Universal и Totachi Multi-Vehicle ATF.
Разогрев воды оказывает влияние и на ее вязкость: чем больше нагрев, тем она ниже. А с падением вязкости понижается эффективность гидротрансформатора. У многих на памяти задачи с автоматами не очень молодых французов, когда из-за увеличения температуры воды (в особенности летом в пробках) они вообщем отрешались работать!
Идем далее. Очень принципиально, чтоб зависимость вязкости от температуры была очень пологой. Одним из главных критериев этой пологости является индекс вязкости: чем он выше, тем лучше. Здесь фавориты воды Mobil Multi-Vehicle ATF, Motul Multi ATF и Formula Shell Multi-Vehicle ATF.?Ненамного отстал от их мультик бренда NGN.
Поглядим, как поменяется вязкость воды в рабочей зоне коробки с учетом ее нагрева. Разница осязаемая! Для кинематической вязкости она доходит до 26%. А КПД автоматов (в особенности старенькых конструкций) довольно невелик и в большой степени определяется эффективностью работы гидротрансформатора который как раз и мучается при уменьшении вязкости рабочей воды.
Меньшее падение вязкости обнаружилось у масел Motul Multi ATF, Formula Shell Multi-Vehicle и NGN Universal ATF.?Наибольшее у Totachi Multi-Vehicle ATF.?Это, естественно, сравнительные результаты, прямого переноса на эффективность коробки делать нельзя. Но для форсированных моторов, в каких нагрузка на узлы автоматической коробки выше, желательно иметь воды с более размеренной чертой.
Низкотемпературные характеристики оценивали по совокупы нескольких характеристик. Разумеется, что все воды, и ATF в том числе, густеют на морозе. Означает, при значительном минусе за бортом излишняя вязкость будет мешать провернуть мотор на старте, так как на машинах с автоматом педаль сцепления не предусмотрена. Потому мы определяли кинематическую вязкость каждого эталона при 3-х фиксированных отрицательных температурах. Не считая того, оценили температуру, при которой кинематическая вязкость масла достигнет некоторой фиксированной величины, условно принятой за предельную, при которой еще может быть проворачивание коробки.
Заодно обусловили температуру замерзания: этот параметр заходит во все описания ATF и косвенно свидетельствует о том, на базе какой базы изготовлена жидкость синтетической либо полусинтетической.
В этой номинации снова одолели синтетики с высочайшим индексом вязкости: Motul Multi ATF, Mobil Multi-Vehicle ATF, NGN Universal ATF, Formula Shell Multi-Vehicle. У их же зафиксированы и самые низкие температуры застывания.
И в конце концов, защитные функции жидкостей, другими словами их способность препятствовать износу. Мы изучили износ 2-ух моделей зубчатого зацепления и подшипника скольжения, так как в реальной коробке условия работы этих узлов приметно разнятся. Как следует, и характеристики ATF, обеспечивающие уменьшение износа, должны быть различными и увязанными с работой гидротрансформатора. И тут мы нашли разброс результатов. Фаворит в минимизации износа зубчатых зацеплений Mobil Multi-Vehicle ATF, а в состязаниях на подшипниках скольжения с огромным отрывом одолели Motul Multi ATF и Totachi Multi-Vehicle ATF.

Если при обычных экспертизах бензина и моторных масел мы, обычно, выявляли только малозначительные отличия 1-го эталона от другого, то тут ситуация другая. По главным характеристикам у различных ATF разбег оказался значимым. А если учитывать, что степень воздействия этой сложный воды и на мощность, и на расход горючего, и на ресурс коробки очень видна, то над ее выбором следует задуматься. Не плохая синтетика с высочайшим индексом вязкости это наилучший выбор, который и защитит ваши нервишки при зимнем пуске на значительном морозце, и не создаст заморочек после долгого стояния в пробке под жарким солнышком.
Степень соответствия Multi собственному наименованию оставим на совести их разработчиков. Еще в самом начале мы отметили, что проверить на практике каждую ATF во всех автоматах, перечисленных на их этикетках, нереально. Кстати, и в описаниях (за малым исключением) допуски или прямо, или по дефлоту обозначаются словом meets, другими словами соответствует. Это означает, что характеристики воды гарантирует ее производитель, но доказательства соответствия производителем автомобиля либо коробки нет.
В заключение сообщим, что если планируемый срок эксплуатации нового автомобиля не превосходит 5 тыщ 70 тыщ км (потом планируется подмена), то статью вы читали напрасно: поменять жидкое сцепление для вас не придется. А в других случаях раздобытые нами сведения должны понадобиться. Сложив результаты, набранные во всех испытаниях, мы узнали, что наилучшими оказались продукты Motul и Mobil, от которых незначительно отстала жидкость Formula Shell.Наши комменты к каждому продукту в подписях к фотографиям.

В коробки автомобиля нет более сложного и противоречивого устройства, чем коробка-автомат. Она соединяет воединыжды внутри себя два агрегата гидротрансформатор, обеспечивающий непрерывность потока энергии от мотора к колесам, и планетарный механизм перемены передач.
Гидротрансформатор это, на самом деле, два соосных колеса: насосное и турбинное. Меж ними нет конкретного контакта: связь осуществляется потоком воды. Коэффициент полезного деяния этого устройства будет зависеть от массы характеристик конструкции колес, зазоров меж ними, утечек И конечно, от параметров воды, находящейся меж колесами. Она играет роль этакого водянистого сцепления.
Какой должна быть ее вязкость? Очень большая прирастит утраты на трение в коробке будет съедена
значительная толика мощности, возрастет расход горючего. Не считая того, машина станет приметно тупить на морозе. Cлишком малая вязкость резко понизит эффективность передачи энергии в гидротрансформаторе, прирастит протечки, что также снизит эффективность агрегата. Не считая того, вязкость воды на морозе очень вырастает, а с ростом температуры падает разница может составлять два порядка! А еще жидкость может пениться и содействовать коррозии деталей коробки. Лучше, чтоб жидкость длительно сохраняла свои характеристики: тогда в коробку можно не заглядывать годами.
Это еще не всё. Одна и та же жидкость должна работать и в гидротрансформаторе, и в планетарном механизме, и в подшипниках коробки, хотя и задачки, и условия работы в этих механизмах резко различаются. В зубчатом зацеплении нужно препятствовать забияку и износу, отлично смазывать подшипники и при всем этом не мешать собственной лишней вязкостью им работать: ведь с ростом вязкости вырастают утраты на трение. Да и эффективность гидротрансформатора тоже вырастает на более вязких жидкостях.
Сколько характеристик! Как следует, требуется непростой компромисс параметров, которые должна соединять воединыжды внутри себя жидкость ATF.

Систематизация относит ATF к трансмиссионным маслам, но ее предназначение еще обширнее. Ведь смазка частей коробки зубчатых колес и подшипников тут не единственная (хотя и принципиальная) функция. Основное это то, что ATF выступает в качестве рабочей воды гидротрансформатора. Конкретно она передает поток мощности от мотора к коробки, поэтому характеристики этой воды очень важны для эффективности работы АКП.
В паспортах на ATF нормируются характеристики ее вязкости (при рабочих температурах и при отрицательных), также температура вспышки и застывания, способность создавать при работе пену. Ведь конкретно вязкость обеспечивает смазку и, стало быть, работоспособность зубчатых колес и подшипников, эффективность передачи вращающего момента с мотора на коробку.

Воды ATF очень капризны. Не всегда современная ATF может подойти старенькому автомату той же марки. То же касается взаимозаменяемости: скажем, автомату от японца Две тыщи 6 года на спец АТF, адресованной современному германцу, может стать нехорошо Смазывать зубчатые колеса и подшипники такая атээфка будет, а вот гидротрансформатор может обидеться и объявить стачку. Потому каждый производитель АКП отыскивает свое решение задачи. И тем труднее сделать универсальную, подходящую всем мультяшку.

7-8 место
Chevron ATF Multi-Vehicle, США
Стоимость 100 гривен за литр
Советуют для автомобилей Дженерал моторс и Форд до Две тыщи 6 года выпуска, требующих ATF эталона Dexron III и Mercon. По составу похожа на высококачественную полусинтетику, что подтверждается низким значением индекса вязкости. Ну и стоимость самая низкая в испытательной восьмерке. Все характеристики средние без провалов, да и не в фаворитах.
Самая доступная стоимость

Не наилучшие низкотемпературные и защитные функции на фоне конкурентов

7-8 место
Mitasu ATF Multi Vehicle Synthetic Blended, Япония
Стоимость 600 70 один гривна за Четыре литра
Перечень внедрения впечатляющий: все японские машины и кое-какие еще всего больше 3-х 10-ов спецификаций. Заявлена как стопроцентно синтетическая, но в тесте проявила себя не наилучшим образом. Защитные характеристики неоптимальные, низкотемпературные характеристики и индекс вязкости тоже. Зато дешево.
Низкая стоимость

Не наилучшие защитные и низкотемпературные характеристики

6 место
Totachi Multi-Vehicle ATF, Япония
Стоимость 100 40 семь гривен за литр
Ни одной надписи по-русски! Но 20 восемь спецификаций, которые подменяет эта жидкость, чуть поместились на этикетке. Характеристики на достойном среднем уровне, но при высочайшей температуре вязкость значительно ниже, чем у других, понравится ли это гидротрансформатору?
Отлично защищает подшипники коробки…

…а вот зубчатые зацепления не очень. Самая низкая вязкость, выделяющаяся из всей подборки

5 место
Castrol ATF Multivehicle, ЕС
Стоимость 100 70 три гривны за литр
Советуют для легковых, вседорожных и коммерческих автомобилей азиатского (в том числе японского) происхождения. Подменяет воды 10-ка спецификаций. Звучное имя диктует негуманную стоимость, но при всем этом характеристики средние.
Заявлен LongLife намек на высочайший ресурс

Не наилучшие низкотемпературные характеристики, что определяется сравнимо низким индексом вязкости. Стоимость высоковата на фоне других образцов

4 место
NGN Universal ATF, Нидерланды
Стоимость 100 40 5 гривен за литр
Перечисленные маленьким шрифтом замещаемые спецификации чуть влезли на этикетку их больше 4 10-ов! Но это несчастный meets соответствие, а не одобрение со стороны производителей. Фаворитам уступает ненамного. И разумеется, что это full synthetic полная синтетика.
Высочайший индекс вязкости, размеренная вязкостно-температурная черта
Защитные характеристики средние, у полной синтетики должны быть выше

3 место
Formula Shell Multi-Vehicle ATF, США
Стоимость 100 пятнадцать гривен за литр
Советуют для американских и японских машин, в чьи коробки необходимо лить Dexron III, Mercon либо Mercon V. Маленькое количество допусков, но очень много марок автомобилей и это честно! За очень умеренную стоимость получаем неплохой продукт, отличающийся равновесными качествами.
Подойдет современным форсированным моторам; отличные низкотемпературные характеристики
Очевидных минусов не увидено
2 место
Mobil Multi-Vehicle ATF, США
Стоимость 100 30 6 гривен за литр
Для этой воды, единственной из восьмерки, верно обозначено: рекомендовано компанией Форд по эталону Mercon V и Allison C-4. И еще есть несколько соответствий (meets). Замещаемых допусков по сопоставлению с другими испытуемыми мало, но замещает их эта жидкость очень отменно.
Высочайший индекс вязкости, отличные низкотемпературные характеристики

Разогрелось при испытании на модели зубчатого зацепления, а ведь высочайшая температура понижает рабочую вязкость

1 место
Motul Multi ATF, Франция
Стоимость Двести 6 гривен за литр
Подменяет АТF по эталонам Dexron III и Mercon. На веб-сайте конторы перечень заменяемых спецификаций не помещается на страничку! Это очевидный фаворит теста и по стабильности вязкости, и по низкотемпературным свойствам, и по защитным функциям. Стоимость соответственная.
Высочайшие эксплуатационные характеристики

Недешево

Сводные результаты испытаний жидкостей для АКПМОДЕЛЬ ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯМОДЕЛЬ ПОДШИПНИКАНИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ХарактеристикиКИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ ПРИ РАБОЧИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Марка воды Motul Mobil Formula Shell NGN Castrol Totachi Mitasu Chevron
Коэффициент трения средний в конце испытаний 0,089 0,090 0,091 0,090 0,093 0,091 0,087 0,086 0,090 0,088 0,090 0,089 0,091 0,090 0,092 0,092
Износ эталона, мг подвижный закрепленный суммарный 0,5 0,9 1,4 0,1 0,9 1,0 1,2 0,1 1,3 1,7 1,6 3,3 1,0 0,5 1,5 0,5 4,4 4,9 0,8 3,1 3,9 1,6 2,0 3,6
Температура, С средняя в конце испытаний 39,1 38,6 46,8 49,0 45,1 47,9 39,6 43,5 47,4 50,1 38,6 40,8 40,4 39,8 40,3 46,0
Коэффициент трения средний в конце испытаний 0,0142 0,0057 0,0135 0,0103 0,0168 0,0183 0,0178 0,0229 0,0155 0,0057 0,0147 0,0160 0,0242 0,0206 0,0171 0,0138
Износ эталона, мг подвижный закрепленный суммарный 0,3 0,2 0,5 0,9 1,0 1,9 2,0 0,5 2,5 1,1 1,4 2,5 0,7 0,2 0,9 0,4 0,2 0,6 3,0 7,0 10,0 1,3 8,9 10,2
Лунка, мм² 16,0 12,0 34,0 40,0 19,0 47,0 52,0 54,0
Температура, С средняя в конце испытаний 30,6 31,9 32,2 33,6 34,2 35,7 31,7 33,1 32,7 34,6 31,3 33,2 32,0 33,5 34,0 35,3
Кинематическая вязкость, сСт, при температуре, С 30 20 10 0 1808 Семьсот восемьдесят один 380 205 1819 Семьсот восемьдесят 378 202 2004 Восемьсот 50 два 410 218 1888 Восемьсот 384 204 3094 Одна тыща 100 восемьдесят 6 525 262 2312 Девятьсот 20 девять 427 220 2703 Одна тыща шестьдесят один 478 242 2785 Одна тыща девяносто один 492 248
Температура, при которой вязкость добивается
5000 сСт, С
40 40 39 40 34 37 36 35
Индекс вязкости 194 195 194 191 167 176 171 172
Температура замерзания, С 48 48 48 47 46 44 43 46
Кинематическая вязкость, сСт, при температуре, С 40 100 100 20 150 34,46 7,59 5,40 3,55 33,75 7,41 5,27 3,46 35,64 7,70 5,49 3,57 33,45 7,28 5,17 3,39 36,64 7,25 5,07 3,27 33,32 6,95 4,90 3,20 35,16 7,13 5,01 3,24 36,01 7,27 5,10 3,30
Кинематическая вязкость в рабочей зоне, с учетом разогрева, сСт 5,48 4,92 5,16 5,09 4,87 4,33 4,91 4,90