Предпосылки неудач Nissan GT-R LM NISMO

Предпосылки неудач Nissan GT-R LM NISMO

Естественно, на данный момент многие стараются обосновать всем вокруг наличие у их дара предвидения и говорят, что с самого начала были убеждены в несостоятельности проекта Nissan GT-R LM NISMO.

Признаюсь, я не вхожу в их число, но правда в том, что инноваторский переднеприводной макет японской компании вправду не сумел проявить себя в гонках, и за его недолговременную жизнь в компании предприняли целый ряд очень спорных действий по спасению принципиального проекта.

То, что автомобилю не получится навязать конкурентнсть своим конкурентам по классу в Две тыщи пятнадцать году, стало понятно очень стремительно — когда появилась информация о невозможности возникновения машины на трассе в вначале загаданном Беном Боулби виде.

В итоге смелая концепция использования скопленной на фронтальной оси энергии методом придания дополнительной тяги задним колесам наименьшего поперечника начала разваливаться на кусочки.

Дело в том, что основой революционной концепции Боулби являлось конкретно скопление энергии со существенно нагруженной большим весом мотора фронтальной оси макета и передача ее вспять с внедрением вполне механической гибридной системы привода. Как раз это должно было стать главной отличительной особенностью настолько авантюрного дизайна машины.

Когда появились слухи о том, что 2-ая версия макета Nissan категории LMP1 будет включать в себя классическую систему рекуперации кинетической энергии, я лично заволновался. Ну а после, когда понимающие люди представили, что это, вероятнее всего, значит сбор энергии только с задней оси, стало понятно, что проект, лишившийся собственной главной фишки, обречен.

Предпосылки неудач Nissan GT-R LM NISMO

Бен Боулби был заменен на позиции управляющего команды, чтоб сосредоточиться на технических моментах, а Даррен Кокс и совсем покинул Nissan ©LAT

Всем было ясно, что эта система никак не сумеет поменять инноваторскую идею Боулби — хоть какой инженер для вас произнесет, что это только заплата, демонстрирующая признание своей ошибки.

В современной эпохе категории LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость основным и единственно весомым словом является эффективность, что эквивалентно использованию по максимуму системы рекуперации энергии. Это записано и в правилах чемпионата: авто, выступающие в высшем классе гибридных установок, могут использовать большее количество энергии.

А сейчас вопрос: как в Nissan собирались претендовать на включение в высший класс, собирая энергию только с задней оси? Всем понятно, что эффективность рекуперации с фронтальной оси на торможениях еще выше даже с задним расположением мотора.

Представьте, что в вашем распоряжении есть автомобиль с фронтальной развесовкой и подходящим аэродинамическим балансом, и все это заточено под рекуперацию энергии с нагруженной фронтальной оси на торможениях. Каковы шансы в данном случае оказаться в одном с Porsche и Тоета классе Восемь мегаджоулей в сезоне-2016?

Тут идеальнее всего вспомнить слова головного конструктора макета Бена Боулби, произнесенные сначала Две тыщи пятнадцать года: «Очень принципиально собирать энергию с фронтальной оси, где больше прижимающей силы, к тому же, мы создадим все, чтоб по максимуму нагрузить передок машины — только так можно добиться предельного КПД силовой установки».

Официальные лица Nissan растолковали отзыв заявки на роль в чемпионате мира опасениями за конкурентоспособность автомобиля и тем, что они обязаны были строить вторую версию макета сразу с внедрением ее в гонках. Я принимаю такую аргументацию. Частично.

Пусть машина GT-R LM появилась на трассе только раз, но при всем этом в компании обязаны были заниматься, на самом деле, тестами во время 24-часовой гонки в Ле-Мане. Навряд ли это достойный подход.

Предпосылки неудач Nissan GT-R LM NISMO

Ле-Ман для Nissan стал испытательной гонкой ©LAT

Но это была только одна из обстоятельств, и не самая основная. В целом же стало понятно, что революционная концепция макета оказалась несостоятельной, а решить возникшие трудности с помощью ваты, бинта и пластыря не удалось. И в Nissan это сообразили.

В конечном итоге заявленная система рекуперации энергии Torotrak, на которую возлагались большие надежды, так и не была задействована в гонках.

Мы также знаем, что в Ле-Мане на машинах не использовалась и обычная система рекуперации на фронтальной оси — и в команде это растолковали ее ненадежностью. Сколько раз и как удачно эта система обкатывалась на тестах — остается только догадываться.

В итоге компании пришлось и совсем отрешиться от идеи использования механического агрегата рекуперации, создание которого было запущено в Англии.

Не думаю, что у Nissan были припасены какие-то другие варианты на случай беды. По последней мере, в сжатые сроки ими пользоваться не удалось…

Самым печальным моментом в саге о макете GT-R LM является даже не то, что японский производитель, владеющий богатой историей в гонках спортивных автомобилей, подпортил для себя репутацию, а то, что мы так и не узрели на трассе автомобиль в том виде, в каком он был вначале задуман.

Я не говорю, что в данном случае действия в дневной гонке в Ле-Мане кардинально бы поменялись, но уверен, что если б люди узрели GT-R LM NISMO во всей ее красоте, они бы обязательно признали талант головного конструктора этой амбициозной задумки — Бена Боулби.

К тому же, может быть, в данном случае они могли быть наименее словоохотливы и попытались бы никогда не вспоминать о том, как скептично относились вначале к этому революционному проекту…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Предпосылки неудач Nissan GT-R LM NISMO