Москвич-412: Гость с планетки Сатурн

Авто, которые, кажется, еще практически вчера были в каждом дворе, уже успели стать раритетами и объектами ретроколлекционеров. И тем приятней и особенней сейчас встреча с одной из самых массовых машин нашей молодости | Создатель Ярослав Московка | Фото Сергей Торгалов

На данный момент иногда мы и не ведаем, где, в каком городке делают ту либо иную модель. В Союзе же каждый школьник знал, что «Урал» выпускают в Миассе, «Жигули» – в Тольятти, а «Волгу» – в Горьком. И только с «москвичами» дело было интересней и малость запутанней: они сбегали с сборочного потока не только лишь в Москве, да и в очень дальнем от нее Ижевске.

Столичному заводу малолитражных автомобилей хронически не хватало производственных площадей, а с постройкой новых мощностей всё затягивали – по этой причине тут были обязаны свернуть выпуск уникальных вэдовых «москвичей» Четыреста 10 и Четыреста одиннадцать моделей. А оживленно развивав-шаяся страна уже к началу 60-х испытывала острейшую нужду в новых автомобилях: в Одна тыща девятьсот шестьдесят четыре году все фабрики Союза выпустили только 600 три тыщи машин, включая грузовики и автобусы. Сначала Одна тыща девятьсот шестьдесят 5 года по инициативе Брежнева (как понятно, давнешнего любителя техники) было созвано огромное совещание всех управляющих и конструкторов, причастных к автопрому. Очевидно, были «приняты меры» и «утверждены решения», в множестве которых и очень нетривиальное – «клонировать» создание столичных малолитражек на другом предприятии. Таким был избран удмуртский завод «Ижмаш», находившийся в ведении министерства оборонной индустрии. Идею дал подсказку Дмитрий Устинов, отлично знавший это предприятие и благорасположенный к нему.

Всераспространенная ошибка – именовать кузов с такими фонарями «408-м». Модели «москвичей» третьего поколения различались не оформлением, а моторами!

На МЗМА к тому моменту уже был запущен в серию «Москвич-408» (помните «Бриллиантовую руку» – новенькая модель!), а устаревшее 403-е семейство равномерно заканчивало свою конвейерную жизнь. Партийным бюрократам стало понятно, что оснастка для производства «Москвича-403» изношена чуть ли наименее чем наполовину, и особо рьяные светлые головы выдвинули рацпредложение о передаче в Ижевск прежней модели – чего ж станкам пропадать. К большущему счастью, эта оснастка позволяла делать менее сотки тыщ машин в год, а «Ижмашу» ставили в план выпуск как минимум в три раза большего количества авто. Почему одолели прогресс и здравый смысл: столичным инженерам поручили организовать в Удмуртии создание современного модельного ряда.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

1-ые «москвичи» сошли с ижевского сборочного потока в ночь с Одиннадцать на Двенадцать декабря Одна тыща девятьсот шестьдесят 6 года – это были 408-е, собранные полностью из столичных машинокомплектов. Но развитие завода и его смежников шло стахановскими темпами – сначала 1967-го «Ижмаш» получил новые заводские корпуса, заполненные самым передовым по тем временам ввезенным оборудованием и в провинциальном городе закипела бурная промышленная жизнь. С октября Одна тыща девятьсот шестьдесят семь года стартовала работа Уфимского моторного завода – он начал выпуск современных движков М-412, на Пятнадцать л.с. превосходивших по мощности прежние нижнеклапанные моторы. Броско, что с подачи такого же Устинова эти движки в большей степени доставались не столичному заводу, а «Ижмашу». Более того – с Одна тыща девятьсот шестьдесят девять года все ижевские машины оснащались только новыми моторами, а в столице «москвичи» со слабенькими движками устаревшей конструкции выпускались параллельно прямо до начала 80-х.

Успешный и крепкий движок М-412 даже сейчас отличается хорошими показателями: 70 5 л.с. при 1,5 л объема. Он эластичен и бодр, а при отлаженном карбюраторе потребляет около Восемь л/100 км.Багажник для собственных времен вместителен, но значительную часть его объема съедает безуспешно расположенная запаска. С завода автомобиль оснащался богатым набором инструмента в 2-ух фирменных сумках.Сначала у «москвичей» была единственная форсунка омывателя стекла, по центру. Откидной щиток притока воздуха в салон управляется рычагом изнутри.Пробка бензобака у «Москвича» – в центре задней панели кузова, под номерным знаком: подъезжать к колонке можно с хоть какой стороны!Ранешняя ижевская эмблема в виде Сатурна – на данный момент огромная уникальность, в особенности ее подложка. Реставраторы, естественно, осваивают выпуск новоделов, но для настоящих ценителей это уже не то.

Но страна нуждалась не только лишь в седанах, да и в легких фургонах – потому немедленно с началом поставок 412-х движков «Ижмаш» запустил создание «москвичей-434». Они выдержали на конвейере до Одна тыща девятьсот 70 три года, а потом их вытеснила собственная ижевская разработка – еще более успешный, емкий и крепкий ИЖ-2715. Были намерения освоить в Ижевске и универсалы 427-й модели: несколько таких машин из столичных комплектов было собрано в Одна тыща девятьсот 70 году. Но что-то не срослось: или некто из министерств не отдал добро, или не хватило денег. Вобщем, это даже и к наилучшему – уже через три года «Ижмаш» выпустил свой двухобъемник «Комби», еще более роскошный.

Ранешние машины ижевской сборки (до Одна тыща девятьсот шестьдесят девять года) по минимуму отличались от извечных «москвичей»: разве что собственные эмблемы на руле и решетке радиатора. Осенью 1969-го «Ижмаш» сделал необычную радиаторную решетку. Сначала на нее ставили тот же «сатурн», но уже к концу года появилась новенькая эмблема – отлично памятный многим голубой квадратик.

Трудно представить во времена позора и угасания российского автопрома, что некогда «Москвич» в Западной Европе воспринимался современным, симпатичным и удачным автомобилем. В декабре Одна тыща девятьсот шестьдесят девять года все «москвичи» третьего поколения были основательно модернизированы – чтоб соответствовать европейским требованиям безопасности и повысить свою привлекательность на экспортных рынках. В число важнейших новшеств вошли травмобезопасная управляющая колонка, двухконтурная система тормозов, крепления ремней безопасности и мягенькие накладки на железную переднюю панель салона. Поменялся и кузов – задняя часть седанов получила иную форму, с горизонтальными фонарями (уже не схожими фургону и универсалу).

В 60-е годы эта панель устройств числилась прототипом стиля даже на взыскательных западноевропейских рынках. По сегодняшним меркам, она, естественно, жадна на информацию, а зачем нужен амперметр, многие юные водители даже не усвоют.

Большая часть конфигураций достались сразу машинам обоих заводов. Но так как на экспорт отчаливала только продукция АЗЛК, некие модернизации появились на ижевских «москвичах» с запаздыванием – к примеру, мягенькую переднюю панель на «Ижмаш» дали только с прекращением выпуска 412-х в столице. Не считая того, московские авто после рестайлинга получили новое оформление передка с прямоугольными фонарями производства ГДР – «Ижмашу» не хватило квоты поставок дефицитной светотехники и эти фары достались ижевчанам только для ИЖ-2125 «Комби», а потом и для экспортных выполнений «каблучка». Все же, в Одна тыща девятьсот 70 четыре году была выпущена маленькая серия удмуртских седанов с прямоугольными фонарями – такие машины и их уникальная радиаторная решетка сегодня колоссальная уникальность.

Жива ЛЕГЕНДА

В авто Красноватую книжку уже можно занести и ранешние ижевские «москвичи» – те, что с «сатурнами» и вертикальными фонарями: по всем земным просторам их сейчас навряд ли наберется больше тыщи. Тем примечательней, что один из настолько редчайших экземпляров, да к тому же в чудесном состоянии, обитает в Киеве. Уже три года таковой «Москвич-412» пребывает в рачительных руках нашего коллеги по печатному слову Константина Широкуна.

Этот автомобиль сошел с сборочного потока летом 1969-го – на корпусе воздушного фильтра до сего времени сохранился оттиск «VI-1969». К тому времени ижевские «москвичи» уже успели получить незначительно новшеств: двуцветные рассеиватели фонарей (секции «поворотников» стали оранжевыми), напольный рычаг КПП, раздельные фронтальные сидения. Зато во всей красоте представлены и заботливо сохранены сегодняшним обладателем остальные ранешние атрибуты: оклады рамок дверей из полированной нержавейки (в 70-е ижевские машины их лишились), одноконтурные тормоза, «кочерга» стояночного тормоза под железной панелью. Предшествующий владелец установил на машину позднюю мягенькую панель – Константин вернул необычную и отыскал надлежащие ей пластмассовые накладки, которые на данный момент нелегко сыскать: старенькый русский пластик очень мучился от времени и солнечных лучей.

Ранешний вариант панели: максимум металла в умеренном обрамлении тоненького, чувствительного к солнцу пластика. Рукояток и переключателей всего несколько, при этом они не только лишь не подписаны, да и не подсвечиваются в мгле.Ижевские «москвичи» отличались от столичных братьев не только лишь существенно наилучшим качеством сборки (оборонка же!), да и комплектацией побогаче: в их всегда был радиоприемник. Поначалу АТ-64, а в освеженном кузове – «Урал». Кстати, этот экземпляр и доныне работоспособен. Слева от приемника – «кочерга» ручника.Замок зажигания – как на Porsche, в левом углу панели. Управляющую колонку он не запирает: противоугонный замок на колонке руля появился только посреди 70-х. Кстати, 46-летний мотор оживает резвее и легче, чем на современных авто!Педальный узел полностью комфортен, даже когда вы в широкой зимней обуви. Кнопка на полу слева – выключатель далекого света.

До середины 70-х ижевские «москвичи» и большая часть машин сборки АЗЛК выходили с заводов без внешних зеркал. Все же, в продаже время от времени встречалось «408-е» зеркало на левую дверь – практически такое же, как у ГАЗ-21, только с уникальной ножкой. Константин смог раздобыть и таковой раритет: хоть и видно в крошечное зеркальце совершенно незначительно, но в современном трафике и такое подспорье ценно.

Естественно, сегодняшний суетный ритм огромного городка «Москвичу» уже не по духу. И дело не в моторе – успешный движок 412-й модели и по современным меркам довольно мощнейший и обеспечивает машине хорошую приемистость. А вот тормоза и ходовая остались кое-где во временах собственной юности и как будто погружены в нескончаемую ностальгическую задумчивость. Тормозить нужно заранее и усердно: мягенький, медленный эффект от нажатия туговатой педали начинает появляться только спустя мгновения. Руль без усилителя легок на ходу, но крутить его нужно куда активней, чем на теперешних авто. В обыкновенном повороте на безопасной скорости дашь угла посильней – и тонкие диагональные шины запищат наивно высочайшим, как будто мультяшным тоном. Здесь к тому же вмешивается нрав инертной, но необыкновенно комфортабельной подвески: «Москвич» как будто плывет над дорогой, только чуть покачиваясь на самых грубых неровностях.

На фоне современных иномарок «Москвич-412» поражает безупречной обзорностью (не считая зеркал) и количеством света в легковесном, приятно аскетичном салоне. Вприбавок в нем к тому же много места – создатель, владея без малого двухметровым ростом, с легкостью и свободой разместился за рулем, не упираясь коленями в элементы интерьера, как это нередко случается в сегодняшней технике. Сидения – что фронтальные кресла, что задний диванчик – мягенькие, как будто домашние, с пружинными подушками и толстенной набивкой: на ходу они куда уютнее, чем накрученные кресла с пневмоподушкой у водителей фур. Не считая того, несколькими движениями фронтальные сидения раскладываются к заднему в практически ровненькие спальные места.

И еще у «Москвича» есть то, чего гарантированно нет ни в каком современном автомобиле – особенная сердечность и одухотворенность. Он и впрямь живой – чувствительный и отзывчивый, с нравом, пускай время от времени и супротивным. А может, дело к тому же в том, что при соприкосновении с этим хорошим старичком оживает ваша душа, которую всколыхнули самые добрые мемуары из юношества и светлой, беспечной, романтичной молодости?

Редакция благодарит Константина Широкуна за предоставленный автомобиль и Государственный выставочный комплекс «Экспоцентр Украины» за компанию фотосъемки.

За Рулем №6 июнь 2015