Анабиоз либо агония? Стоит ждать роста производства в украинском автопроме

Анабиоз либо агония? Стоит ждать роста производства в украинском автопроме
Анабиоз либо агония? Стоит ждать роста производства в украинском автопроме

В январе-сентябре Две тыщи пятнадцать года, согласно данным ассоциации «Укравтопром», силами всех автозаводов Украины было выпущено всего Четыре 634 единицы авто техники. Это на 82,3% меньше, чем год назад. Из этого количества на легковушки пришлось 66,5%: Три 084 авто, что на 87,2% ужаснее результата годовой давности. Для сопоставления: в Две тыщи тринадцать году в стране было выпущено 50,5 тыс. легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, в 2012-м 76,3 тыс., а в 2011-м 104,6 тыс. За 5 лет создание автотранспорта сократилось больше чем в 10 раз!

При этом два из 4 «легковых» российских автозаводов (завод «Богдан» в Черкассах и КрАСЗ в Кременчуге) в этом году не выпустили ни одной легковой машины, а другие два (ЗАЗ и «Еврокар») работают с перебоями, чередуя простои с возобновлением выпуска в маленьких объемах.

У каждого своя неудача

В связи со сложной экономической ситуацией в стране выпуск легковых автомобилей ЗАЗ в этом году то возобновлялся, то вновь приостанавливался. А именно, согласно данным Укравтопрома, в августе и сентябре завод не произвел ни одной легковой машины. А за девять месяцев в Запорожье произвели всего Один 765 машин против Одиннадцать 583 за тот же период прошедшего года. Таким макаром, спад производства составил 84,8%. В компании УкрАВТО, которой принадлежит ЗАЗ, заверяют, что сборочный поток возобновит работу уже во 2-ой декаде октября: будет произведена партия автомобилей для поддержания нормоостатков в дилерской сети.

Компания «Богдан» вполне приостановила выпуск легковых автомобилей (в ранце были собственная марка «Богдан» и несколько моделей китайских брендов JAC, Great Wall, Lifan) в июне Две тыщи четырнадцать года из-за стагнации внутреннего авторынка, а оборудование по их выпуску сварочные, окрасочные и сборочные полосы переведены в режим консервации. С того времени численность служащих завода сократилась в 5 раз, а со времени открытия завода в Две тыщи восемь году на порядок. Ужаснее всего, что не удалось продлить договор с русским ВАЗом на поставку машинокомплектов для выпуска семейства «Богдан-2110» и «2111», при этом в руководстве компании «Богдан» не опровергают, что основным камнем преткновения стало остывание отношений меж Украиной и Россией.

С лета прошедшего года простаивает и принадлежащий Группе компаний АИС автосборочный завод КраСЗ, где собирались китайские авто Geely, а еще ранее и корейские SsangYong. Сейчас машины импортируются впрямую из Китая и Южной Кореи, а оборудование на самом заводе законсервировано. При этом, по словам Директора по маркетингу группы компаний АИС Сергея Боровика, даже недавняя отмена спецпошлин на бензиновые иномарки с моторами 1-2,2 л, не повлияла на экономику производства и не стала предпосылкой к его возобновлению.

И только завод «Еврокар» в этом году работал относительно размеренно кроме редчайших простоев: к примеру, в августе завод не произвел ни одной машины. А всего за девять месяцев на «Еврокаре» выпущено Один 319 автомобилей Skoda, что на 57% меньше по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года. С начала Две тыщи пятнадцать года выпускался весь модельный ряд Skoda, не считая Citigo, который вначале не планировался для украинского рынка. В том числе запущены две модели последнего поколения Fabia и Superb.

Грузовики и автобусы: один за всех

В грузовом секторе из всех российских компаний только заводу КрАЗ удается размеренно увеличивать создание в этом году. По данным ассоциации «Укравтопром», в январе-сентябре на КрАЗе было выпущено Девятьсот восемьдесят четыре машины на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошедшего года (894 единицы). Залог роста повышение заказов со стороны силовых ведомств. Это позволяет управлению с уверенностью глядеть в наиблежайшее будущее. «В Две тыщи пятнадцать году завод плодотворно работал и по итогам года сумеет произвести до Один 450 машин. Значимая их часть в этом году направляется в ВСУ, МВД и пограничникам», сказал генеральный директор завода Роман Черняк.

Более того один КрАЗ выпустил грузовой техники больше, чем все другие украинские предприятия этого профиля вкупе взятые. Так, по данным компании «Богдан», с начала года она произвела Шестьдесят четыре автобуса и троллейбуса. Предприятие «Черкасский автобус» за девять месяцев, согласно данным «Укравтопрома», выпустило 100 50 девять автобусов против Двести 50 6 за аналогичный период прошедшего года (спад составил 37,9%) и 50 семь грузовиков против Тринадцать (рост на 238%). Компания «Эталон» на 2-ух производственных площадках в Борисполе и Чернигове в январе-сентябре выпустила 100 три автобуса и Семнадцать легких грузовиков (в 2014-м Двести семнадцать автобусов и ни 1-го грузовика). А завод «Часовоярские автобусы» (выпускает маршрутные такси под маркой «Рута») по итогам 3-х кварталов произвел 100 30 5 автобусов (131 в Две тыщи четырнадцать году).

Экспорт как исключение

В былые годы до 50% легковых машин производства ЗАЗ и «Богдан» экспортировалось сначала, в Россию. Конкретно с прицелом на РФ на этих заводах в свое время вместе с китайскими компаниями запустили два проекта выпуск семейства Forza на ЗАЗе создавался в Две тыщи одиннадцать году вкупе с компанией Черри, а «Богдан» 2-мя годами позднее запустил сборку седанов JAC J5. После утраты русского рынка создание ЗАЗ Forza существенно сократилось, а выпуск JAC J5 и совсем пришлось свернуть.

На данный момент экспортный портфель есть только у ЗАЗа, хотя завод и не разглашает его долю в общем объеме производства. На экспорт поставляются модели ЗАЗ Chance (узнаваемый в Украине как Lanos/Sens) с моторами 1.3 и 1.5, ЗАЗ Vida (с моторами 1.4 и 1.5) и ЗАЗ Forza. Авто поставляются в Узбекистан, Азербайджан и некие страны Африки.
Посреди компаний, выпускающих грузовики и автобусы, свою продукцию экспортирует КрАЗ: такие поставки составили 29% выпущенных за девять месяцев машин, а главные рынки страны Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Куда меньше эспортные успехи у «Богдана», которому удалось заключить контракт на поставку Пятнадцать троллейбусов в Польшу.

Гривня дешевеет, авто дорожают

Беря во внимание чертовскую экономном секторе.

Денек простоять да ночь выдержать

Обычно производственное планирование на год либо даже вперед обычная практика для хоть какого автозавода. Но сегоднящая финансовая ситуация не позволяет выполнить настоящее планирование на Две тыщи шестнадцать год. «В текущей нестабильной ситуации такового длинноватого планирования никто не делает», отмечает Сергей Боровик. О возобновлении сборки автомобилей на заводе КраСЗ тоже речь пока не идет.

Для завода «Еврокар» в Две тыщи пятнадцать году задачка №1 сохранение текущей толики рынка (4,5% по итогам 9 месяцев) и пуск новых моделей в согласовании с производственным планом. Посреди заявленных на последующий год новинок вэдовая версия Skoda Superb последнего поколения и спецверсия Skoda Spaceback Monte Carlo.

Компания «Богдан» в реальный момент ведет переговоры о возобновлении производства с корейскими и китайскими компаниями, при этом в руководстве компании не опровергают, что один из возможных партнеров компания JAC, с которой «Богдан» сотрудничал в Две тыщи тринадцать году. Но определенных договоренностей ни с JAC, ни с другими компаниями у «Богдана» сейчас нет. Потому в «Богдане» однозначны в оценке перспектив: в первом полугодии Две тыщи шестнадцать года возобновления производства не стоит ожидать. Но к концу года, при условии положительной тенденции на украинском авторынке, в компании готовы перезапустить сборочный поток. При всем этом на расконсервацию производственных линий будет нужно месяц-полтора.

ЗАЗ тоже ведет переговоры с разными партнерами, но их итог будет зависеть от критерий, которые сумеет предложить Украина возможным партнерам-производителям.

Но как раз в этом основная загвоздка. На данный момент Украина полностью неинтересна большим авто компаниям: пуск в создание новейшей модели вероятен только при положительной динамике продаж на внутреннем рынке.

При всем этом ассоциация «Укравтором», как главный и, на самом деле, единственный лоббист интересов российских автозаводов, на данный момент фактически бессильна. Ранее разработанная Программка развития автопрома до Две тыщи 20 года практически так и не заработала, а все предпринимавшиеся меры по защите российского производителя носили, на самом деле, заградительный нрав. За время деяния утилизационного сбора и спецпошлины на бензиновые иномарки бюджет пополнился, согласно данным «Укравтопрома», на Четыреста восемьдесят два млн гривень и 70 5 млн баксов соответственно. В итоге толика российских автомобилей на внутреннем рынке выросла с Одиннадцать до 39%.

На данный момент российские автоконцерны пользуются единственной преференцией льготный ввоз девайсов для промышленного производства. «Эта преференция содействует повышению толики локализации производства, но не является антикризисным средством для отрасли», отмечает президент ассоциации «Укравтопром» Миша Резник. Этого, как считают в «Укравтопроме», недостаточно для возрождения автопрома, но в сегодняшних критериях не рассчитывают на всеохватывающую помощь со стороны страны в виде программ вербования инвесторов либо дополнительных привезенных из других стран пошлин. «Правительство отдало точный сигнал, что программки поддержки автопроизводителей на повестке денька не стоят», отмечает Резник.

Словом, последующий год, как и сегодняшний 2015-й, украинские автозаводы начнут в критериях экономической неопределенности.

«Сегодня, когда спрос на внутреннем рынке беспримерно низок, а на обычных наружных рынках создаются дополнительные барьеры для украинской продукции, российские производители обязаны перебегать на ситуационный нрав организации производства, отмечает Резник. Эта тенденция, вероятнее всего, сохранится и в будущем году: предприятия и инвесторы не имеют ориентиров ни по промышленной политике, ни по стратегии развития рынка.»

Таким макаром, украинский автопром и в будущем году окажется предоставлен сам для себя, а главной задачей для оставшихся в строю автозаводов будет сохранение самого факта производства.